Как называется прыжок в высоту спиной вперед. Как прыгать в высоту и в длину: техники выполнения

Прыжок в длину с места – это один из самых простых видов прыжков, к которым способно тело человека. Есть и другие виды прыжка: прыжок в длину с разбега, прыжок в высоту с места и разбега, прыжки с шестом, прыжки в воду и другие.

Прыжок в длину с разбега характеризуется, прежде всего, тем, что дальность прыжка зависит не только от угла полета, но и от скорости разбега. Когда человек прыгает «с места», каждая из участвующих в этом акте мышц сокращается один раз. Максимальная сила, развиваемая мышцей, пропорциональна площади её поперечного сечения. Возможное укорочение мышцы пропорционально её длине. Следовательно, работа, которую она может совершить при одиночном сокращении, пропорциональна произведению её длины на площадь поперечного сечения, то есть её объему. Спортсмен может прыгнуть в длину с разбега на расстояние до 8 м и выше. Существует формула, позволяющая определить начальную скорость спортсмен должен оторваться от земли. При оптимальной угле в 45˚ скорость отрыва будет равняться 885,8 см/сек, а при угле в 55˚ уже – 913 см/сек.

Прыжок в высоту с места. Лучший прыжок, который может выполнить мужчина, поднимет его центр тяжести приблизительно на 0,6 м. При этом сила мышц, производящих прыжок приблизительно в 3 раза должна превышать силу тяжести, действующую на спортсмена.

Прыжок в высоту с разбега. При прыжке в высоту с разбега прыгун должен поднять свое тело, чтобы преодолеть горизонтальную перекладину. Мировой рекорд для прыжков этого типа равен 2м 40 см. Общая высота, на которую прыгун должен поднять центр тяжести, равна 1,50 м. Причем, чем техничнее прыжок, тем ближе центр тяжести находится к перекладине, а в идеале на уровне перекладины. Именно поэтому «перекидной» способ прыжка оказался менее техничным, чем прыжок спиной. При последнем способе центр тяжести гораздо ближе к перекладине. При прыжке с разбега, как показывают расчеты, прыгуну нужно перенести менее половины кинетической энергии разбега. Если довести эту цифру хотя бы до 50%, то рекорд мира стал бы еще выше: 2м 45см – 2м 50см.

Прыжок с шестом. При этом виде прыжка используется не только кинетическая энергия разбега, но и упругую потенциальную энергию шеста. Современные шесты, согласно расчетам, позволяют со значительно большей эффективностью использовать его потенциальную энергию. Так что рекорд 6 м 20см не предел и может составить 6 м 50 см.

Прыжки в воду. Прыжки в воду относятся к технико-композиционным видам спорта. Прыжки выполняются из передней или задней стойки, с вращательными движениями, винтами, прыжки из стойки на кистях и т. д. Главным элементом техники прыжка является разбег, толчок, фаза полета и вход в воду. Выполнение всего прыжка зависит от толчка. При этом направлением толчка определяется последующая траектория полета, которую спортсмен не сможет изменить в ходе фазы полета.

Некоторые люди умеют очень хорошо прыгать, как в высоту, так и в длину. Поэтому прыжки были занесены к классическим видам спорта, которые проводятся и на Олимпийских играх. При этом бывает несколько видов техник прыжков, имеющих своей отличительные особенности. Далее более подробно рассмотрим 5 способов прыжка в высоту.

Навигатор по способам

1. Способ. Прыжок гимнастический

К простому и самому популярному виду можно отнести гимнастический метод. Именно его начали использовать в первую очередь легкоатлеты и гимнасты. В этом случае нужно хорошо разбежаться и перед самой планкой прыгнуть так, чтобы две согнутые ноги коснулись груди. Приземление при этом происходит на две ноги. Данный способ требует много умений, ведь нужно высоко подпрыгнуть и переместить центр тяжести через планку без дополнительных средств.

В этой игре ты сможешь опробовать сотни моделей танков и самолетов а оказавшись внутри детализированной кабины, максимально погрузиться в атмосферу сражений.

Техника прыжка в высоту состоит из разбега, отталкивания, полета и приземления. Задача прыгуна – прыгнуть как можно выше, а точнее преодолеть планку, установленную на наиболее большом расстоянии от земли. Из всех прыжков, пожалуй, техника прыжка в высоту совершенствовалась и менялась наиболее часто. Разумеется, что главным образом менялась техника отталкивания и полета (преодоление планки). Хотя и техника разбега всегда зависела от способа преодоления планки. Вспомним основные способы прыжков и разбег. Если первые прыжки (гимнастический прыжок) выполнялись с прямого разбега перпендикулярного к планке, то затем разбег стал выполняться под углом к планке со стороны маховой ноги («ножницы» и «волна»). Далее разбег стал выполняться под углом, но уже со стороны толчковой ноги («перекат» и «перекидной»), и, наконец, сегодня, разбег выполняется вновь под углом со стороны маховой ноги, но уже не прямо, а по дуге («флоп»). Коротко остановимся на основных способах прыжка в высоту по мере их эволюции:

- Гимнастический прыжок – самый старый и простой вид прыжка, который применялся еще гимнастами, а также и первыми легкоатлетами. Суть способа – прыгун после разбега под прямым углом и отталкивания сгибает маховую ногу, а затем и подтягивает к ней и толчковую ногу. Выполняет это таким образом, что обе ноги коленями приближаются к груди и планка остается под согнутыми ногами. Прыгун приземляется на обе ноги. По своей амплитуде этот прыжок является, разумеется, самым неэкономичным способом, так как требует от прыгуна наивысшего подъема ОЦТ (общего центра тяжести) над землей при перепрыгивании равной высоты в сравнении с другими способами.

- «Ножницы» (или «перешагивание») наиболее долгое время был самым распространенным способом преодоления планки, который и сегодня используется в тренировках как вспомогательный способ. Но и «ножницы» из-за высокого положения центра тяжести тела не обеспечивает высоких результатов. Суть способа - после разбега под углом 25-40º и толчка выпрямленная в колене маховая нога очень быстро поднимается над планкой, поднявшись вверх, внезапно тормозится и быстро опускается вниз. Одновременно с этим через планку переносится толчковая нога. Верхняя часть туловища максимально приближается к толчковой ноге. Приземление происходит на маховую ногу.

- «Волна» – способ прыжка, который по имени его изобретателя назывался «прыжок Суинея» или «восточно-американский». Он представляет собой дальнейшее развитие прыжка «ножницами» и долгое время являлся самым распространенным стилем прыжка в высоту. В настоящее время практически не применяется.

- «Перекат» – это способ прыжка, особенно распространенный до 1950 г. Его главным отличием является отталкивание ближней к планке ногой. Разбег выполняется под углом примерно 45º. После отталкивания почти выпрямленная маховая нога выполняет мах к планке, одновременно туловище поворачивается к планке, а толчковая нога подтягивается к груди. Прыгун переходит планку боком, вытянувшись вдоль нее. Приземление происходит на толчковую ногу и обе руки. Благодаря горизонтальному положению тела над планкой этот способ прыжка достаточно рационален.

- «Перекидной» – способ, представляющий собой дальнейшее развитие «переката». Вследствие большего поворота туловища, который позволяет прыгуну переходить планку в положении животом вниз, движения в полете отличаются от движений «переката», что позволяет говорить о новой технике прыжка. Благодаря удобному и относительно простому перемещению тела над планкой этот способ в свое время имел большое распространение. Разбег выполняется под более острым углом, чем при прыжке «перекатом», примерно под углом 25-40º.Отталкиваются ногой, ближней к планке. Маховая нога поднимается вверх к планке вытянутой, толчковая некоторое время остается свободно висящей внизу. Затем вместе с маховой ногой через планку переносятся голова, плечи и рука. Вслед за этим через планку переносится толчковая нога, которая вытягивается вверх снаружи, отдаляясь тем самым от планки. Прыгун приземляется на маховую ногу и одну руку, и далее перекатываясь через плечи или таз.

- «Флоп». Этот способ прыжка была впервые продемонстрирована В. Фесбэри в 1968 г. на Олимпийских играх в Мехико и быстро распространилась во всем мире. На последних пяти шагах разбег выполняется по дуге с радиусом у новичков 6 м, а у прыгунов мирового класса до 12 м. Прыгун бежит почти в спринтерском стиле (бег на носках), вследствие чего туловище несколько наклоняется к центру дуги разбега, что влечет за собой снижение центра тяжести. На последних шагах разбег выполняется под углом 30º по отношению к планке. Тормозящей постановкой толчковой ноги на мысленную кривую (носок направлен в сторону находящихся перед прыгуном стоек) начинается отталкивание. В этой фазе тело еще отклонено от планки. Во время выполнения толчка тело выпрямляется и начинает двигаться к планке. Движение согнутой маховой ноги выполняется кратчайшим путем вперед вверх к плечу. Выгодным считается выполнение маха обеими руками, но применяется и попеременная работа рук. Все это позволяет сохранить высокую горизонтальную скорость, достигнутую в разбеге, и выполнить мощный толчок. В начальной фазе полета прыгун сначала поворачивается к планке спиной. Бедро маховой ноги выпрямляется, а толчковая нога сгибается в колене. В таком положении прыгун приближается к планке с тем, чтобы занять горизонтальное положение, примерно под прямым углом над планкой. Для экономного перехода планки прыгун прогибается над ней в поясничной части («положение моста»). Когда таз находится над планкой, прыгун сгибает тело в тазобедренных суставах, одновременно выпрямляя ноги в коленных суставах, и переносит их через планку. Приземление происходит спиной на мягкие маты. Если все предыдущие способы после преодоления планки могли выполняться и в яму с песком, то при приземлении способом «флоп» это исключается из-за возможного травматизма. Данный способ прыжка сегодня является доминирующим.

Удачных Вам прыжков!

Страница 7 из 23


Техника прыжков в высоту с разбега

История прыжков в высоту сравнительно коротка. В Олимпийских играх древности нет упоминаний о проведении соревнований по этому виду спорта. Только в начале XIX в. в немецких турнферейнах появился гимнастический прыжок с прямого разбега. В то же время ни один из прыжков не претерпел таких изменений в технике, как в прыжках в высоту. Пять разновидностей в этом виде прыжков - «перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной», «фосбери-флоп» - прошли сравнительно короткий исторический путь.

Первый официально зарегистрированный в 1864 г. результат по прыжкам в высоту равнялся 167 см. Причем разбег и приземление производились по травяному покрытию. Спортсмены прыгали с прямого разбега, переходили через планку, поджимая ноги, или прыгали под острым углом, выполняя движения ногами «ножницами». Впоследствии этот стиль получил название «перешагивание». В 1887 г. американец В. Пейдж установил первый мировой рекорд - 193 см.

Значительный шаг вперед в поисках лучшего стиля позволил создать восточно-американский способ прыжка («волна»), которым американец М. Сунней в 1896 г. установил мировой рекорд, продержавшийся 16 лет, - 197 см. Двухметровую высоту преодолели в 1912 г., применив новый стиль прыжка - «хорайн», названный по имени американского прыгуна Д. Хорайна, впервые показавшего этот стиль. Позже стиль получил название «перекат».

В 1936 г. Д. Ольбриттон демонстрирует новый способ перехода через планку - лежа животом к ней. Интересно, что еще в 20-х гг. этого же столетия Б. Взоров применил такой способ прыжка, но не получил достойного внимания. Этот стиль назвали «перекидной». В 1941 г. американец Л. Стирс установил «перекидным» способом мировой рекорд - 211 см. В 1957 г. советский атлет Ю. Степанов установил новый мировой рекорд - 216 см, прервав более чем семидесятилетнюю гегемонию американских атлетов. А с 1961 г. рекорд перешел к замечатель-ному советскому прыгуну В. Брумелю, прыгавшему «перекидным» стилем, и составил 228 см.

В 1968 г. на Олимпийских играх в Мехико Р. Фосбери (США) продемонстрировал новый способ перехода через планку - лежа спиной, завоевав при этом золотую медаль. В настоящее время все прыгуны и прыгуньи используют этот стиль прыжка, так как научно доказана его эффективность перед всеми остальными стилями.

На сегодняшний день рекорд мира в прыжках в высоту у мужчин принадлежит X. Сотомайору (Куба) - 245 см, у женщин - С. Костадиновой (Болгария) - 209 см, прыгающими стилем «фосбери-флоп».

Прыжок в высоту с разбега - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, ловкости, гибкости. Он является координационно-сложным видом, предъявляющим высокие требования к физическим возможностям спортсменов. Условно этот прыжок можно разделить на четыре основные структурные фазы: 1) разбег,
2) отталкивание, 3) переход через планку и 4) приземление.

Представим краткий анализ техники стилей прыжков в высоту.

Способ «волна» - это стиль прыжка в высоту, в котором разбег выполняется по прямой линии, под углом к планке 60-70° или под прямым углом, а отталкивание производится в 130-150 см от планки. Чем больше угол разбега, тем дальше место отталкивания. Мах выполняется почти прямой ногой, свободно и широко.

После отталкивания, когда голень маховой ноги поднимается над планкой, туловище немного поворачивается к толчковой ноге, наклоняясь в сторону разбега: толчковая нога слегка сгибается в коленном суставе.

В положении над планкой, когда тазобедренный сустав маховой ноги пересекает ее проекцию, маховая нога энергично опускается за планку стопой внутрь. Туловище поворачивается грудью к планке, толчковая нога до предела приводится внутрь и поднимается как можно выше над планкой. Плечи вместе с головой наклоняются вниз в сторону разбега. Маховая нога и туловище образуют дугу («волну») над планкой в высшей точке, в которой находится таз. Руки опускаются вниз или разводятся в стороны.

Продолжая дугообразное движение, толчковая нога опускается вниз, прыгун поворачивается всей грудью к планке, отводя голову и плечи назад. Маховая нога, сгибаясь в колене, отводится назад. Приземление осуществляется на толчковую ногу грудью или боком к планке (рис. 8).

Рис. 8. Прыжок в высоту способом «волна»

Способ «перекат» - это стиль прыжка в высоту, в котором разбег выполняется под углом к планке в 30-45°, а отталкивание происходит ближней к планке ногой. Мах выполняется прямой ногой, которая затем может слегка согнуться в коленном суставе. После отталкивания, когда голень маховой ноги поднимется над планкой, прыгун подтягивает толчковую ногу, сгибая ее в тазобедренном и коленном суставах, прижимает ее к маховой ноге. Туловище откланяется назад, вдоль планки. Во время взлета прыгун находится грудью к планке, когда его тело поднимается над планкой, он переходит ее тем боком, что и толчковая нога. Руки одновременно с махом ноги идут вверх, затем, при переходе через планку, опускаются, помогая развернуть туловище грудью вниз. Прыгун переходит через планку боком с внешней стороны тела. После перехода планки толчковая нога опускается вниз, выпрямляясь в коленном суставе, но сохраняя тупой угол в тазобедренном суставе. Туловище разворачивается грудью, руки опускаются вниз, маховая нога находится на уровне туловища. Приземление происходит на толчковую ногу и по необходимости на руки (рис. 9).



Рис. 9. Прыжок в высоту способом «перекат»

Способ «перекидной» - это стиль прыжка в высоту, в котором разбег выполняется под углом 25-35° к планке, отталкивание производится ближней к планке ногой. Взлет по технике такой же, как и в способе «перекат». Мах выполняется прямой ногой широко и свободно, создавая уже в начальной стадии взлета вращательный момент. Обе руки, слегка согнутые в локтях, поднимаются одновременно с маховой ногой. Плечи и туловище отводятся назад, прыгун принимает положение вдоль планки, грудью к ней (рис. 10).



Рис. 10. Прыжок в высоту способом «перекидной»

Толчковая нога сгибается в коленном и тазобедренном суставах, колено отводится в сторону кнаружи, пятка приближается к колену маховой ноги. Прыгун переходит через планку грудью и животом. За счет движения маховой ноги и отведения толчковой ноги кнаружи создается вращательный момент вокруг планки. Взлетев над ней, прыгун опускает маховую руку и плечо за планку, а противоположное плечо и руку отводит в сторону и назад за спину. Одновременно с этим отводится колено толчковой ноги, маховая нога несколько опускается за планку. Приземление осуществляется на маховые ногу и руку, или на маховую часть тела прыгуна, или, при сильном вращательном моменте, на спину (рис. 10).

Приземление перечисленными способами прыжков обычно происходило в яму с взрыхленным песком, высотой 70 см. Для того чтобы не получить травму, прыгунам необходимо было много времени отводить на изучение техники приземления.

Способ «перешагивание» - это стиль прыжка в высоту, в котором разбег состоит из 6-8 беговых шагов, выполняется под углом к планке в 30-45?, а отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70-80 см от проекции планки.

Данный стиль хоть и является самым древним из всех стилей, но по своей технической простоте и малой требовательности к местам приземления применяется в школах на физкультурных занятиях для детей, подростков и юношества, которые не занимаются легкой атлетикой, а также, на этапе начальных занятий легкой атлетикой.

Для определения места отталкивания нужно встать боком к планке, вытянуть маховую руку, касаясь кистью планки, - это и будет искомое место отталкивания. При подборе разбега необходимо помнить, что пять нормальных шагов ходьбы составят три беговых шага. Толчковая нога на место отталкивания ставится, почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене. Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене.

Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх-вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки. Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке. Приземляться можно в яму с песком, приподнятую над поверхностью разбега или, в условиях зала, на стопку матов. Главное, чтобы высота места приземления давала возможность после перехода через планку опустить почти прямую маховую ногу на место приземления. В противном случае техника прыжка способом «перешагивание» начинает искажаться, особенно в последней части полета (рис. 11).



Рис. 11. Прыжок в высоту способом «перешагивание»

Стиль «перешагивание» можно использовать при изучении техники дугообразного разбега в «фосбери-флоп» у начинающих легкоатлетов.

Долгое время спортсмены использовали технику прыжка в высоту способом «перекидной». Появлению нового стиля способствовало применение новых мягких материалов (поролоновых матов) для места приземления. И, несмотря на это, почти десятилетие понадобилось, чтобы новый стиль добился своего преимущества. Многие биомеханические исследования этих двух стилей, в конце концов, отдали предпочтение новому современному стилю.

Способ «фосбери-флоп» - это стиль прыжка в высоту, в котором первые шаги разбега выполняются по прямой линии, почти перпендикулярно к плоскости планки, а последние 3-5 шагов выполняются по дуге, причем если скорость невысокая, то используют меньшее количество шагов по дуге, и наоборот.

Скорость разбега и его длина подбираются для каждого прыгуна индивидуально, в зависимости от уровня его технического мастерства и физических качеств. Разбег в этом стиле характеризуется более высокой скоростью и дугообразной формой. Это объясняется тем, что при больших скоростях на дуге с малым радиусом возникает большое центробежное ускорение, которое отрицательно влияет на эффективность отталкивания и создает определенные трудности прыгуну. Оптимальная скорость разбега взаимосвязана с количеством беговых шагов. Обычно прыгун начинает разбег с небольшого подхода и выполняет 9-11 беговых шагов. Вначале разбега туловище несколько наклоняется вперед, шаги выполняются с передней части стопы «загребающим» движением, приближаясь по технике к прыжкам в длину. Беговые шаги выполняются широким свободным движением, в то же время упруго и высоко держась на стопе. Скорость разбега набирается сразу и к концу разбега несколько увеличивается. У ведущих спортсменов скорость разбега составляет 7,9 - 8,2 м/с.

Сложный элемент техники разбега - бег на последних шагах по дуге, когда возникает центробежная сила, величина которой зависит от скорости разбега, кривизны дуги и массы тела прыгуна. Под действием дополнительной нагрузки опорная нога больше выпрямляется в колене. Это противоречит задаче понижения траектории ОЦМ за счет подседания. Для противодействия этой силе прыгун наклоняет туловище в сторону центра дуги. Ноги ставятся на полную стопу для увеличения сцепления с поверхностью сектора, стопы ставятся по линии разбега не поворачиваясь кнаружи. Руки работают асимметрично: маховая рука (по отношению к ноге) движется вперед и несколько внутрь, толчковая рука при движении назад выводится ближе за спину. Длина последнего шага уменьшается на 10-15 см. С ростом технического мастерства значение приобре-тает не абсолютная скорость разбега, а способность к увеличению темпа последних шагов разбега.

Одним из главных элементов является подготовка к отталкиванию. Это действие выполняется на двух последних шагах. Маховая нога ставится мягко, прыгун, как бы прокатываясь на ней, активно проталкивает тело стопой на толчковую ногу, обеспечивая ее эффективную постановку на место отталкивания. Туловище сохраняет ровное положение, держится высоко. Толчковая нога, выпрямленная в коленном суставе, ставится на полную стопу параллельно планке. Мышцы напряжены. Обе руки отведены назад, слегка согнуты в локтях, плечи и туловище отклонены немного назад и в сторону центра дуги.

Большое значение в подготовке к эффективному отталкиванию имеет снижение ОЦМ на последних двух шагах разбега. При беге по дуге у прыгунов наблюдается меньшее сгибание в коленных суставах, т.е. более высокая посадка бега. Это связано с противодействием дополни-тельным силам, возникающим под действием центробежной силы, т.е. бег по дуге предъявляет более высокие требования к мышцам спортсмена, чем бег по прямой с одинаковой скоростью.
С увеличением скорости бега по дуге прыгун еще меньше сгибает ноги в коленях, но увеличивает наклон туловища к центру дуги. Для того чтобы выставить прямую толчковую ногу вперед, необходимо понизить ОЦМ, так как в противном случае нога будет ставиться сверху, ударным действием, что оказывает отрицательное воздействие на отталкивание. М. Румянцева в журнале «Легкая атлетика» предлагает для снижения ОЦМ использовать постановку ног в последних шагах по принципу «треугольника» (рис. 12).


Рис. 12. Треугольник разбега: а и б - предпоследний и последний шаги;

h - высота треугольника

По ее данным, постановка ног в стороны понижает ОЦМ на 2-3 см. Это понижение происходит при высоте треугольника, в пределах 39-45 см. Чем выше квалификация, длина тела прыгуна и скорость его разбега по дуге, тем больше высота треугольника. Чем больше высота треугольника, тем больше вертикальное перемещение ОЦМ в период отталкивания. Увеличение вертикального перемещения ОЦМ при отталкивании, за счет более низкого его положения при постановке толчковой ноги, дает возможность существенно увеличить результат прыжка.

Отталкивание начинается с момента постановки ноги на место отталкивания и заканчивается отрывом ноги от грунта. В этой главной фазе прыжка необходимо перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную, тем самым, придав телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и оптимальные условия для рационального преодоления планки.

После постановки толчковой ноги, выпрямленной в коленном суставе с напряженными мышцами, под действием силы тяжести и скорости разбега, нога сгибается в колене. В этой фазе амортизации создаются предпосылки для эффективного отталкивания.

В момент прохождения вертикали угол сгибания в коленном суставе составляет 150-160°, приближаясь к углу сгибания в прыжках в длину (для сравнения: угол сгибания в колене при прыжках «перекидным» способом больше и равен 90-105°). После прохождения вертикали начинается активное разгибание толчковой ноги. Необходимо, чтобы силы мышц, разгибающие ногу, проходили через ОЦМ и плечи прыгуна. Мах выполняется полусогнутой ногой в сторону от планки, помогая прыгуну развернуться к планке спиной. Обе руки активно поднимаются вверх-вперед чуть выше головы. Время отталкивания в этом стиле 0,17–0,19 с, почти в полтора раза меньше, чем в прыжках «перекидным» способом. Угол вылета в прыжках «фосбери-флоп» составляет 50-60°: чем выше скорость разбега, тем меньше угол вылета. После отрыва толчковой ноги от грунта начинается фаза полета.

Полет - это техническое действие, которое направлено на создание оптимальных условий для перехода через планку.

После отталкивания маховая нога опускается к толчковой и обе ноги сгибаются в коленных суставах. Прыгун находится спиной к планке. Плечи посылаются за планку вместе с маховой рукой. Прыгун прогибается в пояснице, принимая положение «полумостика» над планкой. Подбородок прижимается к груди. Когда таз находится над планкой, то плечи опускаются ниже ее уровня, а ноги поднимаются вверх, несколько сгибаясь в тазобедренных и почти выпрямляясь в коленных суставах. Следует обратить внимание на активное выпрямление голени в момент прохода ОЦМ планки. Начинается снижение ОЦМ и всего тела прыгуна. В этой части прыгун должен создать условия для безопасного приземления.

В прыжках в высоту современные места приземления позволяют не думать о самом приземлении, но это относится только к предыдущим стилям прыжков. При прыжках способом «фосбери-флоп» необходимо особое внимание уделить технике приземления. Связано это с тем, что прыгун приземляется на спину или на плечи, не видя места приземления. Порой даже мелкие нарушения техники приземления приводят к различного рода травмам. Нужно сразу учить правильно приземляться, особенно детей старшего возраста. Боязнь приземления даже на мягкие маты может оттолкнуть юных спортсменов от изучения этого стиля прыжков в высоту. Лучше всего обучение приземлению проходит у детей младшего возраста - они меньше боятся. Изучив падение назад, в группировке, с закрытыми глазами, можно переходить к изучению самого прыжка.

Прыжки в высоту - один из самых древних и естественных видов легкой атлетики. Легкая атлетика вообще очень органична и гармонична: бег, прыжки, метания тяжелых предметов были известны еще первым людям на планете.

Для того чтобы преодолеть высоту, надо поднять центр тяжести тела выше планки. Или как можно ближе к планке. Центр тяжести тела любого человека находится чуть ниже пупка, в районе второго крестцового позвонка. Или чуть выше этого позвонка. У женщин - чуть ниже. В зависимости от строения этого тела. (Центр тяжести - это, как известно, точка, относительно которой суммарный момент сил тяжести, действующих на систему, равен нулю). У некоторых центр тяжести находится гораздо ниже, но они в высоту, как правило, не прыгают. И вряд ли прыгают вообще.

Так вот, вся полуторавековая история прыжков в высоту - это по сути поиск наиболее эффективных вариантов переноса центра тяжести тела над уровнем планки. Если оставить в стороне развлечения немецких бюргеров начала XIX века в виде прыжков через палку двумя ногами вперед, вся эволюция укладывается в пять терминов:

ножницы - волна - перекат - перекидной - флоп.

Ножницами прыгали на первых Олимпийских играх 1896 г.

И олимпийский чемпион 1908 г . тоже прыгал ножницами:

Олимпийский чемпион 1908 г. Гэри Портер (США) и его прыжок на 1 м 90,5 см

Однако примитивные ножницы постепенно эволюционировали, и в начале века появилась «волна».

Правда, женщины продолжали прыгать ножницами, например, олимпийская чемпионка 1928 г. (159 см) канадка Этель Кэзервуд :

Автор «волны» - Джордж Хорайн, первым в мире одолевший 2 метра. На Играх 1912 г. он выиграл бронзовую медаль. Собственно, этот стиль и назван его именем. Хорайн переходил планку боком, разбегаясь к ней под прямым углом.

Джордж Хорайн, бронзовый призер Игр 1912 г.

Наиболее яркий представитель, точнее, представительница «хорайна» - выдающаяся румынская прыгунья Иоланда Балаш , олимпийская чемпионка 1960 и 1964 г.г.:

Она прыгала этим стилем, когда все в мире давно уже перешли на «перекидной», а ее мировой рекорд (191 см) продержался едва ли не 10 лет.

Развитию техники прыжков в высоту мешало правило, в соответствии с которым планку надо было переходить вначале ногами, а уж потом переносить оставшуюся часть организма. Это правило было отменено в 1925 г., и в 1930-х г.г. появился стиль «перекат». Спортсмен разбегается к планке под углом со стороны толчковой ноги, отталкивается, переходит планку и приземляется на толчковую ногу.

Этим стилем в конце 40-х - начале 50-х прыгали большинство советских прыгунов в высоту и никак не могли преодолеть 2 метра. Тем временем сильнейшие прыгуны мира давно и успешно осваивали стиль «перекидной». Еще в 1941 г. прыгая «перекидным» (или «straddle») американец Стирс взял 211 см, установив мировой рекорд. Отличие «перекидного» от «переката» в следующем. Разбег как и при «перекате», но спортсмен отталкивается ближней к планке ногой и приземляется на маховую ногу. Переход через планку последовательно маховой, а затем толчковой ногой, при согнутом положении тела и глубоком «нырке» головой вниз за планку опускает центр тяжести (центр масс тела) ниже уровня планки. По сравнению с «ножницами» это дает преимущество едва ли не в полметра.

Развитие советской школы прыжков в высоту неразрывно связано с именем профессора Владимира Дьячкова. Сам в прошлом прекрасный спортсмен, неоднократный чемпион СССР, Дьячков разработал методику обучения «перекидным» и начал «внедрять ее в массы». Если бронзовый призер Мельбурна-1956 Игорь Кашкаров прыгал еще перекатом, то уже в 1957 г. Юрий Степанов установил мировой рекорд - 216 см. Американцы рекорду не поверили, ИААФ довольно долго не хотела его признавать - дескать, у Степанова едва ли не пружины в кроссовках.

Однако рекорд всё же ратифицировали, а потом началась эра советских высотников. Началась она с Игр в Риме, когда Роберт Шавлакадзе , переучившийся с переката на перекидной, выиграл титул олимпийского чемпиона с результатом 216 см, по попыткам опередив 18-летнего Валерия Брумеля.

Мировой рекордсмен американец Джон Томас остался третьим (214 см), опять же по попыткам опередив третьего советского прыгуна Виктора Большова.

А потом началась череда побед и рекордов Валерия Брумеля .

Обратите внимание на количество зрителей. Все шли «на Брумеля».

Казалось, всё в прыжковом мире спокойно. Отработаны базовые характеристики прыгуна в высоту, методика обучения…

До 1968 года прыжки в высоту эволюционировали: ножницы с прямым корпусом, волна, перекат и перекидной с наклоном, лицом к планке. В 1968 г. произошла революция : Дик Фосбюри , разбегаясь к планке под прямым углом, переходил ее спиной и на спину же приземлялся.

В Мехико Ричард Фосбюри взял 224 см и стал олимпийским чемпионом. Мир охватила «эпидемия флопа». И только наши спортивные руководители отнеслись к новому стилю скептически. Тот же Дьячков назвал флоп едва ли не цирком и заявил, что он подходит только его автору. Однако мировой рекорд другого американца, Патрика Матцдорфа, доказал, что флоп имеет не меньше прав на существование, чем перекидной. Какое-то время сторонники того и другого стиля конкурировали на равных. Так, в 1972 г. золото в Мюнхене выиграл «перекидной» Юри Тармак. Однако и наши прыгуны успешно осваивали флоп.

Последним «королем перекидного» стал фантастически талантливый и быстро сгоревший Владимир Ященко - 235 см.

Сегодня флоп одержал тотальную победу. Он позволяет добиваться выдающихся результатов абсолютно разным по физическим параметрам прыгунам. Например,

Андрей Сильнов , олимпийский чемпион Пекина, типичный высотник,

Иван Ухов, олимпийский чемпион Лондона, более похожий на толкателя ядра

И снова всё спокойно на прыжковом небосклоне: флоп и только флоп.

В этом сезоне на рубеж 240 см вышли уже не единицы, как Игорь Паклин или Хавьер Сотомайор, а целая группа блестящих прыгунов: Иван Ухов, Дерек Дрюин, Муртаз Баршим, Богдан Бондаренко, и на подходе еще несколько.

Этап бриллиантовой лиги. Доха-2014

Однако настоящий фурор произвел этап в Нью-Йорке. Впервые в истории легкой атлетики спортсмен, преодолевший 242 см, занял второе место! Им оказался Муртаз Баршим, проигравший Богдану Бондаренко по попыткам.

Муртаз Баршим и Богдан Бондаренко

Сегодня флоп смотрится абсолютно органичным стилем прыжка в высоту. Кажется, что по другому прыгать просто невозможно.

И всё же интересно, как будут прыгать после флопа?