Гимнастика и атлетическая подготовка. Военно-прикладная физическая подготовка Передвижения по узкой опоре бревну

Упражнения на бревне - наиболее трудный вид женского гимнастического многоборья. По своему содержанию и характеру исполнения они близки к вольным упражнениям, но отличаются. от них тем, что все элементы выполняются на повышенной (до 120 см) и узкой (10 см) опоре. От гимнастки требуется непрерывное передвижение по снаряду, смена ритма движений, выполнение сложных, рискованных элементов и соединений из них, передвижения на высоких полупальцах и с поворотами, изящество движений, способность выразить в них свою индивидуальность и др. Успешность овладения упражнениями зависит: от способности занимающихся сохранить в процессе движений правильную осанку; от тактильно-мышечной чувствительности стоп, функций вестибулярного анализатора, влияющих на ориентировку в пространстве; от координации движений, общей и специальной физической подготовленности, решительности и смелости. При обучении технику движений осваивают сначала на полу, затем по начерченной линии, на гимнастической скамейке, низком бревне. И только по мере образования навыка изучаемые упражнения выполняются на среднем и высоком бревне. Страховка осуществляется стоя сбоку, поддерживая гимнастку за руку, под спину или под живот. Для страховки используются поролоновые маты, уложенные на одном уровне с бревном, или ямы.

Упражнения на бревне подразделяются на: вскоки, передвижения, повороты, прыжки; статические, акробатические упражнения и соскоки.


  • Вскоки - обязательное начало упражнений. Они выполняются с места и с разбега, из стойки продольно и поперек (с конца бревна), с косого разбега, с использованием гимнастического мостика или без него. При обучении вскокам используются конь с ручками и без ручек, гимнастическая скамейка, низкое и среднее бревно.
Вскоки из стойки продольно выполняются: в упор; в упор правая (левая) в сторону на носок; в упор вне правой (левой) с одноименным перемахом; перемахом правой с поворотом

налево в упор сидя ноги врозь; в упор ноги врозь правой (левой) с одноименным, разноименным перемахом; перемахом, согнув ногу в упор ноги врозь, правой (левой) (рис. 176); перемахом, согнув ноги в упор сзади (рис. 177); в упор стоя, ноги врозь (рис. 178); в упор присев на одну, другую в сторону на носок; или другую ногу в сторону, носок на бревно не ставится.

Вскоки из стойки поперек с конца бревна можно выполнить: в упор сидя ноги врозь вне; в присед на одну, другую вперед на носок (рис. 179).

Вскоки с косого разбега (боком к бревну) выполняются: в упор сидя на левом (правом) бедре, правую (левую) назад (рис. 180); в упор стоя на коленях (рис. 181); в упор стоя на одно колено, другую ногу назад; в упор присев (рис. 182); в упор присев на одну, ставя другую ногу вперед (назад); в присед на одну ногу, другую вперед на носок, без опоры на руку; в упор ноги врозь с поворотом кругом - выполняется из стойки левым боком к бревну толчком левой и махом правой ногой вдоль бревна. Опираясь на руку, надо перемахнуть правой и повернуться в упоре на руках налево кругом в упор сидя, ноги врозь, поперек.

Наиболее сложные вскоки выполняются кувырком вперед (в упор лежа согнувшись, в стойку на лопатках, в упор присев), в стойку на руках продольно или поперек и др.


  • Передвижения соединяют в единую комбинацию все элементы, выполняемые на бревне. К ним относятся различные виды ходьбы и бега, подскоков, танцевальных шагов и сочетания, из этих элементов. Они выполняются с различными движениями рук, головы, туловища. Стопа ставится на среднюю линию, слегка наискось так, чтобы чувствовать острый край бревна.

  • Виды ходьбы и бега : шаг с носка, ходьба на носках, по-луприседая на опорной ноге, выпадами, с движением свободной ноги (прямой и согнутой) вперед, назад, в сторону или удерживая ее в крайнем высоком положении; приставной и переменный шаг; бег на носках мелким шагом, с небольшими прыжками с ноги на ногу, выводя прямые (согнутые) ноги вперед (назад).

  • Подскоки : шаги с подскоком, выводя поочередно прямые (согнутые) ноги вперед, назад, в сторону.

  • Танцевальные шаги : галоп, полька, вальсовый, русский шаг. Выполняются, так же как и на полу, с плавным, грациозным, как бы скользящим продвижением вперед.

  • Повороты выполняются на носках в положении стоя и в приседе, на двух и одной ноге, в упорах присев, в упорах на коленях и седах; изучаются сначала на полу, а затем на повышенной опоре. Для точного исполнения поворота намечаются ориентиры, например: мах ногой вдоль бревна. Большое значение имеет положение головы: при поворотах налево (направо) и кругом она сохраняет прямое положение; при поворотах на 360° и более вначале она отстает от движения тела, а затем быстро поворачивается, обгоняя плечи. Движения руками могут способствовать повороту и сохранению равновесия. При поворотах налево (направо) и кругом руки могут быть в стороны, вверх, на пояс, при более сложных поворотах - помогают вращательному движению.
Повороты в положении стоя на обеих ногах выполняются направо (налево) и кругом: из стойки поперек в стойку поперек, из стойки продольно в стойку ноги скрестно и наоборот.

Повороты в положении стоя на одной ноге выполняются махом вперед или назад, согнутой или прямой ногой. В зависимости от направления вращения различают одноименные (в сторону опорной ноги) и разноименные (в противоположную - опорной ноги) повороты.

Повороты в приседе на обеих ногах можно выполнить: из стойки поворотом кругом в присед и наоборот; в приседе поворотом кругом; из стойки поворотом кругом приседая и вставая; то же, но прыжком.

Повороты в приседе на одной ноге: из приседа продольно на правой, левую ногу в сторону на носок, одноименный поворот направо или кругом в такое же исходное положение; из приседа поперек на правой, левая полусогнутая вперед на носок, опуская левую вниз и махом назад, разноименный поворот кругом в такое же исходное положение.

Повороты в упорах, упорах присев, упорах на коленях, седах сочетаются со вскоками, перемахами или переходами из более низких положений в более высокие. Они выполняются в основном с опорой на руки: из упора поворот в сед на бедро; из упора перемахом одной поворот в сед ноги врозь; из се-i да на бедре поворот кругом в сед на другое бедро; из упора ноги врозь вне поворот налево (направо) или кругом; из стойки на коленях поворот кругом в полушпагат; из стойки на одном колене, другую назад, поворот кругом в такое же исходное положение; из полушпагата поворот кругом в стойку на одном колене, другая но,-га согнута вперед; в упоре лежа на животе поворот налево (направо) или кругом.


  • Прыжки в упражнениях на бревне служат одним из способов передвижения и как самостоятельные элементы. Трудность их определяется длительностью полета, амплитудой и структурой движений в безопорной фазе. Они делятся на три группы: на месте, с продвижением й с поворотами, выполняются одиночно или сериями, состоящими из нескольких прыжков. Прыжки на месте могут сочетаться с прыжками в движении. Наибольшую трудность в их исполнении представляет приземление. Оно выполняется амортизирующим сгибанием и последующим разгибанием ног, для сохранения равновесия необходима высокая координация в движениях ног, туловища и рук.
Прыжки на месте выполняются толчком двумя: из полу-приседа или приседа в такое же исходное положение; в упор присев; со сменой ног или двойной сменой ног; с разведением ног вперед-назад или в стороны; с приземлением на одну ногу; махом ногой вперед в присед или полуприсед на обе ноги.

Прыжки с продвижением вперед выполняются с шага или разбега: со сменой согнутых или прямых ног впереди или сзади; шагом вперед на одну и прыжок на ней, сгибая другую вперед, руки впередi («закрытый прыжок»); шагом вперед на одну ногу и прыжок на ней, другую назад, руки в стороны («открытый прыжок»); прыжок на обе ноги с последующим отскоком на одну, другую назад, руки в стороны; подбивной прыжок с прямыми ногами вперед или назад; прыжок широким шагом.

Прыжки с поворотами направо (налево) или кругом могут быть выполнены: толчком двумя из полуприседа или приседа в такое же исходное положение; махом ноги вперед в полуприсед или присед; шагом или широким шагом с поворотом; перекидной прыжок.


  • К статическим упражнениям относятся равновесия, стойки, мосты, шпагаты. Техника выполнения этих упражнений не имеет существенных отличий от аналогичных упражнений на полу.

  • Равновесия выполняются в высоких стойках и в приседах, на двух или одной ноге, другую ногу вперед, назад, в сторону (прямую или согнутую). Равновесия можно выполнить стоя на месте и в сочетании с передвижениями, поворотами и прыжками. К ним относятся: стойка на носках; стойка на одной, другую назад; полуприсед на одной, другую назад; присед на одной, другую вперед; стойка на одной, другую вперед-вверх, с наклоном назад, руки в стороны и др.
Стойки на плече, голове и руках, груди, лопатках и на руках выполняются в простом и смешанном упоре, с захватом руками верхней, нижней или боковой плоскости бревна.

  • Мосты выполняются наклоном назад с последующей опорой на руки или переворотом вперед с последующей опорой на ноги. В положении моста опора может быть на одну ногу и обе руки и наоборот.

  • Шпагаты и полушпагаты выполняются из упора стоя на коленях или колене, другая нога назад; скольжением ног из упора присев; после поворотов или в сочетании с другими элементами, с опорой и без опоры руками о бревно.

  • К акробатическим упражнениям на бревне относятся кувырки, перевороты и сальто. Особенность их исполнения состоит в том, что высота и ограниченная площадь опоры требует узкого хвата руками, точности направления и совмещения плоскости исполняемых движений с плоскостью бревна.

  • Кувырки выполняются через голову и через плечо; вперед и назад; согнувшись, прогнувшись и в группировке. Исходным положением для кувырков могут быть: глубокий выпад, упор присев, стойка на одном колене, полуприсед; конечным - сед на бедре, упор присев, присед на одной, другую вперед на носок, упор сидя, ноги врозь.

  • Перевороты выполняются медленно и быстро; вперед и назад, в сторону; с одновременной и последовательной опорой руками; из различных исходных положений, в различные конечные положения. Перевороты, выполняемые с прыжка, характеризуются фазой полета между постановкой рук и ног или ног и рук.
Сальто выполняется в группировке, прогнувшись, вперед, назад, толчком двух или одной ноги.

  • Соскоки завершают упражнение на бревне. К ним относятся: простые соскоки толчком одной или двумя ногами; проходя через стойку, с опорой или толчком одной или двумя руками; сложными акробатическими элементами (перевороты, сальто).
Простые соскоки выполняются толчком одной или двумя ногами: прогнувшись вперед из стойки продольно, в сторону - из стойки поперек; прогнувшись, ноги врозь; сгибая ноги вперед или назад; согнувшись, ноги врозь; с шага или разбега с конца или середины бревна; толчком ног или с шага с поворотом направо (налево). При обучении простым соскокам используются прыжки в глубину, с пружинного мостика и коня.

Соскоки через стойку с опорой или толчком одной (двумя) руками выполняются: переворотом боком с конца бревна (рис. 183); переворотом боком с поворотом налево (направо) лицом к бревну; переворотом вперед прогнувшись из стойки поперек с конца бревна; переворотом вперед прогнувшись из стойки продольно; прогнувшись из стойки на руках поперек; из стойки поперек переворотом вперед до стойки на руках и далее переворотом в сторону; переворотом назад с конца или середины бревна; переворотом вперед толчком рук с конца бревна после темпового подскока.

Соскоки сложными акробатическими элементами можно выполнить: переворотом назад с конца бревна прыжком («фляк»); сальто назад в группировке из стойки продольно или поперек, толчком двух или одной ноги; маховое сальто вперед прогнувшись толчком одной ноги с конца бревна, то же с поворотом кругом; сальто назад прогнувшись махом одной и толчком другой; сальто боком с конца бревна и др.

Гимнастика и атлетическая подготовка

144. Занятия по гимнастике и атлетической подготовке направлены на развитие ловкости, силы и силовой выносливости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам, пространственной ориентировки, прикладных двигательных навыков, воспитание смелости и решительности, совершенствование строевой выправки.

145. Занятия проводятся на гимнастических площадках, городках, в спортивных залах или специально оборудованных помещениях, на палубах кораблей, на тренажерных комплексах, на местности.

146. В занятия по гимнастике и атлетической подготовке включаются физические упражнения на перекладине, брусьях, опорные прыжки, акробатические упражнения, упражнения с тяжестями, на тренажерах и многопролетных снарядах, в равновесии, лазании, подвижные игры и эстафеты.
Для военнослужащих летного состава и курсантов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку летного состава, включаются физические упражнения на батуте, стационарном гимнастическом колесе, акробатические упражнения.

147. В раздел "Гимнастика и атлетическая подготовка" включаются следующие упражнения:
Комплекс вольных упражнений N 1 (упражнение может использоваться в подготовительной части занятий):

Комплекс вольных упражнений N 2 (упражнение может использоваться в подготовительной части занятий):


Упражнение 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (рис. 3).

Упор лежа (ноги вместе, тело прямое), согнуть руки до касания грудью пола, разгибая руки, принять упор лежа.
Упражнение выполняется без остановки.
Для контроля касания разрешается использовать специальное техническое приспособление.


Упражнение 2. Наклон туловища вперед (рис. 4).

Лежа на спине, руки за голову, сцепить пальцы в замок, ноги закреплены. Наклонить туловище вперед до касания локтями коленей и возвратиться в исходное положение до касания пола лопатками.
Упражнение выполняется в течение одной минуты.
Разрешается незначительное сгибание ног.



Упражнение 3. Лазание по канату (рис. 5).

Взяться руками за канат ниже отметки 2 м от пола и подняться на высоту 6 м от пола произвольным способом. Коснуться верхней отметки рукой. Опускание вниз - произвольным способом. Разрешается лазание по шесту.
Запрещается начинать подъем с прыжка и спрыгивать с каната выше отметки 2 м от пола.
Оценка упражнения производится по способу лазания:
"отлично" - лазание без помощи ног, ноги - в положение "угол";
"хорошо" - лазание без помощи ног, ноги - произвольно;
"удовлетворительно" - лазание с помощью ног.


Упражнение 4. Подтягивание на перекладине (рис. 6).

Вис (хват сверху, ноги вместе), сгибая руки, подтянуться (подбородок выше перекладины), разгибая руки, опуститься в вис. Положение виса фиксируется.

Запрещается выполнение движений рывком и махом.

Упражнение 5. Поднимание ног к перекладине (рис. 7).

Вис (хват сверху, ноги вместе), поднять ноги к перекладине до касания и опустить их вниз. Положения виса фиксируется.
Разрешается незначительное сгибание и разведение ног.


Упражнение 6. Подъем переворотом на перекладине (рис. 8).

Вис (хват сверху, ноги вместе), сгибая руки, поднять ноги к перекладине и переворачиваясь вокруг оси выйти в упор на прямые руки. После фиксации упора опуститься в вис без остановки произвольным способом. Положение виса фиксируется.
Разрешается незначительное сгибание и разведение ног.
Запрещается выполнение движений махом и касание подбородком перекладины.


Упражнение 7. Подъем силой на перекладине (рис. 9).

Вис (хват сверху, ноги вместе), сгибая руки, поставить в упор сначала одну согнутую руку, затем - другую; продолжая движение, выйти в упор на прямые руки, после фиксации упора опуститься в вис без остановки произвольным способом. Положения виса фиксируется.
Разрешается незначительное сгибание и разведение ног.
Запрещается выполнение упражнения на обе руки и движений рывком или махом.


Упражнение 8. Жим штанги лежа (рис. 10). Вес штанги - 70 кг.

Лежа на спине на горизонтальной скамье, хватом сверху за гриф штанги, находящейся на специально оборудованных стойках, поднять штангу на прямые руки, затем согнуть руки до касания грудью грифа штанги, разгибая руки выполнить жим штанги от груди. После фиксации штанги на прямых руках повторить очередной жим штанги.
Упражнение выполняется без остановки. Использование обратного хвата запрещено.
Запрещается любое изменение в исходном положении: отрыв головы, плеч, ягодиц от скамьи и ступней ног от пола.
Разрешается отдыхать в исходном положении штанга вверху на прямых руках.


Упражнение 9. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (рис. 11).

Упор на прямых руках, сгибая руки, опуститься в упор на согнутых руках; разгибая руки, выйти в упор на прямые руки. Положение упора фиксируется, при опускании руки сгибаются полностью.
Разрешается незначительное сгибание ног, тела и разведение ног.
Запрещается выполнение движений махом.


Упражнение 10. Угол в упоре на брусьях (рис. 12).

Упор на прямых руках, поднять прямые ноги и удерживать их горизонтально над жердями. Время выполнения упражнения определяется с момента фиксации положения "угол" до момента опускания пяток ног ниже жердей.


Упражнение 11. Рывок гири (рис. 13). Вес гири 24 кг.

Стойка ноги врозь, хватом сверху одной рукой за дужку гири, последовательно поднимать гирю вверх и опускать вниз, не касаясь пола, сначала одной рукой, затем без отдыха после смены рук - другой. Положение гири вверху фиксируется на прямой руке, смена рук осуществляется один раз на замахе вперед.
Запрещается дожимать гирю, отдыхать в положении, когда гиря опущена вниз, касаться свободной рукой частей тела.
Установлены две весовые категории: до 70 кг, 70 кг и выше.
Результат определяется по сумме рывков, выполненных каждой рукой.


Упражнение 12. Толчок двух гирь (рис. 14). Вес гири 24 кг.

Стойка ноги врозь, хватом сверху за дужки гирь, оторвать гири от пола, поднять их на грудь, при этом гири лежат на предплечьях и плечах, руки прижаты к туловищу; вытолкнуть гири вверх и зафиксировать на прямых руках, затем гири опустить на грудь.
Запрещается дожимать гири и ставить гири на плечи.
Установлены две весовые категории: до 70 кг, 70 кг и выше.


Упражнение 13. Толчок двух гирь по длинному циклу (рис. 15). Вес гири 24 кг.

Толчок гирь состоит из трех приемов: подъема на грудь, толчка от груди и опускание в положение виса. Стойка ноги врозь, хватом сверху за дужки гирь, оторвать гири от пола, поднять их на грудь, при этом гири лежат на предплечьях и плечах, руки прижаты к туловищу; вытолкнуть гири вверх и зафиксировать на прямых руках. Для повторения цикла гири опустить сначала на грудь, а затем - вниз, не касаясь пола. При опускании гирь на грудь отдыхать запрещается. Также запрещается отдыхать, удерживая гири, опущенные вниз.
Разрешается отдыхать с гирями на груди после поднятия их из положения виса, а также с гирями, зафиксированными на прямых руках, после толчка от груди.
Запрещается отдыхать, удерживая гири в положении на плечевые суставы.
Установлены две весовые категории: до 70 кг, 70 кг и выше.


Упражнение 14. Прыжок согнув ноги через коня (козла) в ширину (рис. 16). Высота коня (козла) 120-135 см; мостик высотой 10-15 см устанавливается произвольно.

Прыжок выполняется с разбега, толчком ногами от мостика потянуться руками к опоре, поставить руки на коня (козла), сгибаясь согнуть ноги, до прохождения ногами вертикали оттолкнуться руками, разгибаясь приземлиться.
Запрещается толчок одной ногой, касание мата рукой (руками) после приземления.


Упражнение 15. Прыжок ноги врозь через козла в длину (рис. 17). Высота козла 120-135 см; мостик высотой 10-15 см устанавливается произвольно.

Прыжок выполняется с разбега, толчком ногами от мостика потянутся руками к опоре, поставить руки на козла, отталкиваясь развести ноги, руки вверх - в стороны, разгибаясь приземлиться.



Рис. 17. Прыжок ноги врозь через козла в длину

Упражнение 16. Прыжок ноги врозь через коня в длину (рис. 18).
Для курсантов военно-учебных заведений. Высота коня 120-135 см; мостик высотой 10-15 см устанавливается произвольно.

Прыжок выполняется с разбега, толчком ногами от мостика потянуться руками к опоре, поставить руки на дальнюю половину коня, отталкиваясь развести ноги, руки вверх - в стороны, разгибаясь приземлиться.
Запрещается перебор руками, толчок одной ногой, касание мата рукой (руками) после приземления.


Упражнение 17. Кувырок вперед (рис. 19)

Строевая стойка, упор присев, поставить руки вперед, наклоняя голову к груди, оттолкнуться ногами и, группируясь, выполнить перекат вперед в положение упор присев, встать в строевую стойку.


Упражнение 18. Кувырок назад (рис. 20).

Строевая стойка, упор присев, наклоняя голову к груди, принять положения группировки, выполнить перекат назад, силой разгибая руки принять положение упор присев, встать в строевую стойку.


Упражнение 19. Переворот в сторону (рис. 21).

Строевая стойка, шагом ноги наклонить туловище, сгибая левую ногу, поставить левую руку на пол, взмахом правой и толчком левой ноги, последовательно опираясь руками, пройти через стойку на руках, ноги врозь. Поочередно отталкиваясь руками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь, приставляя ногу принять строевую стойку. Переворот в сторону выполняется в обе стороны.


Упражнение 20. Соскок махом назад на перекладине (рис. 22).

Для курсантов 1-го и 2-го курсов военно-учебных заведений: вис, подъем переворотом, мах дугой, соскок махом назад.
Для курсантов 3-го и старших курсов военно-учебных заведений: вис, размахивание, подъем разгибом, оборот назад в упоре, мах дугой, соскок махом назад.


Упражнение 21. Соскок махом вперед на брусьях (рис. 23).

Для курсантов 1-го и 2-го курсов военно-учебных заведений: упор на руках, размахивание, подъем махом вперед в сед ноги врозь, перемах ног внутрь и мах назад, махом вперед соскок вправо с поворотом налево, держась за жердь двумя руками.
Для курсантов 3-го и старших курсов военно-учебных заведений: упор на руках, размахивание, подъем махом вперед, мах назад, махом вперед сед ноги врозь, перехват рук вперед, силой стойка на плечах (держать 2 с), кувырок вперед в сед ноги врозь, перемах ног внутрь и мах назад, махом вперед соскок вправо с поворотом налево, держась за жердь двумя руками.


Упражнение 22. Передвижения по узкой опоре (бревну) (рис. 24). Высота бревна 110-125 см; длина 500 см; ширина 10 см.

В 40 см от края бревна с обеих сторон отмечаются линии.
Из исходного положения, стоя перед линией старта (на бревне), выполнить передвижение лицом вперед, обратно спиной вперед, затем левым боком и финишировать правым боком. При передвижении запрещается опираться руками. При падении выполнение упражнения не засчитывается. Пересечение линии с обеих сторон обязательно.


Упражнение 23. Прыжки на батуте (рис. 25).

Для курсантов 1-го и 2-го курсов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку летного состава: два основных прыжка, прыжок на живот, основной прыжок, прыжок в группировке, основной прыжок, прыжок с поворотом на 180°, основной прыжок, прыжок в сед, два основных прыжка.
Для курсантов 3-го и старших курсов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку летного состава: два основных прыжка, прыжок на живот, основной прыжок, прыжок в группировке, основной прыжок, прыжок с поворотом на 360°, основной прыжок, прыжок в сед, основной прыжок, сальто вперед (назад), два основных прыжка.


Упражнение 24. Обороты на стационарном гимнастическом колесе (рис. 26).

Выполняется 10 оборотов влево и 10 оборотов вправо. Начинается и заканчивается упражнение в момент прохождения вертикали головой вверх. Оценка производится по общему времени, затраченному на 20 оборотов, без выключения секундомера после выполнения первых 10 оборотов. Разрешается начинать упражнение в любую сторону.


Упражнение 25. Обороты вперед и назад на лопинге (рис. 27).

Выполняется 4 серии по 5 оборотов со сменой направления вращения после каждой серии. Начинается и заканчивается упражнение в момент прохождения рамой лопинга верхнего вертикального положения. Упражнение выполняется без остановки. Количество раскачиваний и дополнительных оборотов во время выполнения упражнения не ограничивается.
Оценка производится по общему времени, затраченному на выполнение 4 серий без выключения секундомера между сериями.


148. В руководствах по физической подготовке разрешается включать дополнительные упражнения, обеспечивающие развитие физических качеств у военнослужащих с особенностью их вида и рода деятельности.

149. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике и атлетической подготовке обеспечивается:
- высокой дисциплинированностью военнослужащих;
- соблюдением техники выполнения физических упражнений и хорошим знанием приемов самостраховки;
- соблюдением методики обучения гимнастическим упражнениям и требований безопасности;
- надежной помощью и страховкой при выполнении опорных прыжков и упражнений на снарядах;
- проверкой технического состояния снарядов (растяжек, карабинов, стопорных устройств и т.п.);
- проверкой надежности крепления рук и ног при выполнении упражнений на снарядах и тренажерах.

Рациональная осанка представ-ляет также важнейший компонент техники всех упражнений в дви-жении, в том числе и с фазой по-лета. Закрепленное вертикальное положение тела в пространстве иг-рает, в частности, важную роль в сохранении устойчивости в момент приземления после прыжков или соскоков. За бревном нужно сле-дить слегка приближая подборо-док к груди, но не наклоняя го-лову вперед. В противном случае снижается устойчивость тела и зрелищность самих упражнений.

Равновесие тела на бревне за-висит в значительной степени и от

точности всех движений. Например, отклонение ноги в сторону от вертикальной плоскости бревна при исполнении прыжков, мед-ленных переворотов и многих других элементов смещает линию тяжести (вертикаль, проходящую через ц.т.т.) к краю опоры и ухудшает условия сохранения равновесия (рис. 122). Поэтому все движения нужно производить точно по траекториям, обеспечи-вающим наиболее выгодное расположение над бревном ц.т.т.

Безопасность выполнения упражнений третьей группы (на мес-те и в движении) непосредственно связана с точностью вылета тела при отталкивании. Ц.т.т. в фазе полета обязательно должен нахо-диться над осевой линией бревна, чтобы обеспечить надежность прихода на снаряд. Положение ног на опоре должно способствовать устойчивости тела и обострению «чувства бревна», что достигается разворотом стопы носком наружу с касанием мизинцем ребра снаряда.

Приведенные требования к технике упражнений являются обя-зательными условиями повышения устойчивости занимающихся на бревне и должны лежать в основе методики обучения и тренировки на этом снаряде.

9.2.3. Особенности обучения и организация занятий

Наиболее характерными и общими требованиями для большин-ства упражнений на бревне являются рациональное взаимораспо-ложение звеньев тела и прямолинейность перемещений, зависящая от точности действий, определяющих направление движений.

Формирование рациональной осанки происходит при непосред-ственном участии преподавателя в установке и фиксации позы g применением различных приемов, помогающих прочувствовать нужное положение тела. К ним относятся: сравнение мышечных и тактильных ощущений в правильной и неправильной позах; внеш-нее изменение рациональной осанки при активном сопротивлении занимающегося; концентрация двигательных ощущений с закры-тыми глазами и другие приемы.


Параллельно с освоением позы вырабатывается умение сохра-нять в ней равновесие с помощью управляющих движений длитель-ное время.

Совершенствование навыка рациональной осанки происходит при повышении трудности ее удержания за счет дополнительных движений звеньями тела, изменения способа исполнения (после прыжка, поворота), сохранения равновесия на фоне раздражения вестибулярного аппарата путем многократного вращения тела во-круг различных осей.

При обучении поворотам кроме удержания позы на время нуж-но учить занимающихся принимать ее в начале вращения и сохра-нять в конце поворота, используя для этого дополнительную опору у гимнастической стенки.

С целью совершенствования мастерства требуется усложнять позы и увеличивать угол поворота тела.

Серьезное внимание при обучении передвижениям нужно уде-лять положению головы, поскольку опускание ее на грудь, как говорилось выше, приводит к ухудшению осанки и нарушению равновесия.

Так как при выполнении акробатических элементов межсустав-ные углы непрерывно меняются, нужно при изучении, например, переворотов выделять не одно, а несколько положений тела (в вер-тикальной и наклонных плоскостях), а также проделывать элемен-ты по частям - от одной позы к другой, вырабатывая соответст-вующие двигательные представления (рис. 123).

Воспитание точности движений, лежащей в основе прямолиней-ности перемещений тела, происходит путем совершенствования про-странственных и силовых дифференцировок движений. С этой целью в занятия (прежде всего для начинающих) желательно вклю-чать упражнения, развивающие способность оценивать положения звеньев тела, направление движений, высоту и дальность прыжка, сравнительную величину мышечных усилий. Например: поднять руки в стороны и закрыть глаза, пытаясь разобраться в мышечных ощущениях. Затем выполнить то же задание, закрывая глаза за-ранее - до начала движений, а открывая их, проверить правиль-но

ность принятого положения. При наличии отклонений исправить ошибку и повторить все вновь.

Подобные задания следует проделывать в разных направлениях и плоскостях, и не только руками, но и ногами, используя для этого разнообразные исходные положения тела.

Целесообразно также выполнять с закрытыми глазами по на-черченной линии упражнения в ходьбе и беге, танцевальные движе-ния, прыжки, контролируя обязательно прямолинейность переме-щений (открывая глаза по окончании задания, с помощью, по раз-меткам и т. д.).

Для совершенствования пространственной точности движений гимнасткам старших разрядов рекомендуется кроме указанных упражнений выполнять с закрытыми глазами акробатические эле-менты (кувырки, перевороты и другие - без фазы полета) на полу, гимнастической скамейке и низком бревне.

Выполнение упражнений на бревне органически связано с воз-можностью нарушения равновесия и риском падения. Это обстоя-тельство приводит к излишней осторожности и скованности дейст-вий занимающихся. Поэтому психологическая трудность упражне-ний должна возрастать постепенно, а обучение новым упражнениям отличаться особой последовательностью. Новые элементы следует изучать на полу на линиях, формируя в этих условиях рациональ-ную осанку и отрабатывая точность перемещений. Далее нужно переходить на гимнастические скамейки, низкие бревна и лишь потом на обычное бревно.

Разучивать новые трудные вскоки удобнее на коне без ручек, а затем на бревне подкладывать вначале тонкий мат или войлок.

Для привыкания к высоте целесообразно применять на бревне групповые упражнения общеразвивающего типа: приседания, на-клоны, махи ногами, повороты туловища и др.

Страховка на бревне должна исключать возможность падений и ушибов. Поддержка в акробатических элементах производится обыч-но в области поясницы или за бедра, а при передвижениях - за руки.

С целью повышения плотности занятий на бревне кроме исполь-зования дополнительных снарядов (низкие бревна, гимнастиче-ские скамейки и т. п.) нужно применять на начальных этапах под-готовки групповой и поточный методы выполнения упражнений.

Поточный метод можно проводить и по принципу круговой тре-нировки, последовательно выполняя упражнения на полу, гимнас-тической скамейке, низком или обычном бревне.

Для более широкого и разностороннего воздействия на функ-цию равновесия занимающихся с целью повышения их возможнос-тей осваивать новые трудные элементы целесообразно дополнитель-но заниматься на снарядах более узких, чем обычное бревно: на туго натянутом тросе, низком бревне с шириной опорной поверх-ности 3-5 см и на других подходящих для этого предметах (гимнас-тические стоялки, рейки от гимнастической стенки и т. д.).

Трос диаметром до 2,5-3 см натягивается с помощью цепей и талрепов между двумя опорными площадками на высоте 40-50 см

От пола. Длина его достигает 3-5 м. Те же длину и высоту может иметь специальное бревно (рис. 124).

Выполнение упражнений на предельно ограниченной плоскости снаряда является на первых порах весьма затруднительным. Попытки удержаться на тросе или узком бревне за счет балансирующих дви-жений руками и туловищем не да-

ют, как правило, положительного эффекта. Поэтому вначале необ-ходимо выработать навык сохранения равновесия, исключающий использование дополнительных движений звеньями тела. Для об-легчения этой задачи рекомендуется на первых порах обучения каждому новому элементу на узких снарядах применять веер, изготовленный из проволоки, затянутой плотной тканью или бу-магой.

Последовательность упражнений должна быть примерно сле-дующей: стойка на одной ноге продольно и поперек с различными положениями рук, то же на двух ногах; движения звеньями тела в этих стойках, приседания, различные передвижения и повороты, элементы соревновательной программы.

Упражнения на тросе и узком бревне оказывают благотворное влияние не только на формирование навыка рациональной осанки, позволяющей уверенно сохранять равновесие в малоустойчивых положениях на снарядах, но и на психику занимающихся, устра-няя «боязнь бревна», которое после троса представляется широким и удобным.

9.2.4. Основные упражнения

Вскок в упор (ставя согнутую или прямую ногу сбоку на бревно).

Вскоки в сед на бедре и в упор на колене, исполняемые с места или с разбега толчком обеих ног. В основе их исполнения лежит уверен-ная опора руками и мягкая постановка (опускание) ног, исключаю-щая возможность ушиба. Страховка производится со стороны мос-тика; поддерживают за руку и неопорную ногу (в последнем вско-ке) (рис. 125).

Вскоки в упор присев (продольно и поперек) выполняются соот-ветственно с прямого и косого разбега. Во втором случае большие пальцы рук при опоре должны соприкасаться. Техника исполне-ния и страховка аналогичны описанным выше Те же вскоки на одну ногу с последующими поворотами могут выполняться после освоения поворотов в упоре присев на одной ноге.

Вскок в упор стоя согнувшись ноги врозь не отличается по испол-нению от предыдущих, но требует применения больших усилий. Страховать следует за плечи с противоположной вскоку стороны бревна.

Вскок в упор сзади с перемахом согнув ноги разучивается после аналогичных вскоков с перемахом одной ногой. Обучение следует начинать на коне с ручками, затем без них. Страховать - сбоку со стороны мостика.

Вскоки в сед на бедре с поочередным перемахом и в присед на одну ногу, другую вперед. Выполняются с косого разбега с опорой рукой, толчком дальней от бревна ноги и предполагают наличие активного маха вперед-кверху свободной ногой при удержании таза внизу. Ставя ногу на бревно, для перехода в присед нужно оттолкнуться рукой и подать плечи вперед. Страховать - с противоположной стороны бревна (рис. 126).

Вскок в присед на одну ногу без опоры руками. Выполняется за счет энергичного разбега, отталкивания и взмаха ногой с по-мощью движения рук снизу вверх. Для вскока на прямую ногу все движения производятся мощнее. Эти вскоки выполняются и в кон-це, и в середине бревна.

Повороты. Позволяя периодически менять направление движе-ния, т. е. играя служебную роль, повороты являются обязательной и неотъемлемой частью любого упражнения на бревне. Однако, представляя определенную трудность в качестве элементов с вра-щением на узкой опоре, они имеют и самостоятельное значение. Выполняются повороты в стойках на одной и двух ногах (прямых или согнутых), в стойке на руках, в смешанных или простых упорах.

Повороты кругом на двух ногах в стойке и приседе, приседая и вставая имеют силовую основу, т. е. производятся медленно за счет активных мышечных усилий, связанных с вращением стоп в противоположном повороту направлении, при фиксированном от-носительно ног положении туловища. Предварительно нужно встать на носки, а заканчивая поворот - опуститься на полную стопу.

Повороты кругом махом одной ноги (одноименный и разноимен-ный). Опорная конечность выполняет действия, аналогичные выше-описанным, в то время как маховая, облегчая эту задачу, закручи-вает тело в сторону поворота, не выходя за плоскость бревна.

При обучении целесообразно, как говорилось ранее, пользо-ваться дополнительной опорой у гимнастической етенки или ска-

мейки, ставя на них при повороте маховую ногу на носок (рис. 127).

Поворот на 360° на одной ноге. Из стойки продольно нужно сде-лать шаг правой в сторону и, слегка приседая на ней, встать на носок, отталкиваясь одновременно другой ногой. Помогая руками вращению, сохранять прямое вертикальное положение тела За-канчивая поворот, встать на всю стопу, левую в сторону.

Повороты в приседе на одной ноге, другая в сторону. Вращение начинается с принятия позы за счет толчка ногой, закручивающего движения туловищем и руками, и последующего маха ногой в сто-рону вращения.

При обучении угол поворота следует увеличивать постепенно.

Повороты в смешанных упорах - большей частью вспомога-тельные элементы, служащие для изменения положения на брев-не и для переходов из седов в стойку на ногах: из упора и упора сзади одноименные перемахи с поворотом в сед ноги врозь или на бедре; из седа ноги врозь скрещение махом назад с поворотом кру-гом; из упора сзади поворот на 270° в упор присев на одну ногу (рис. 128), поворот кругом и более в упоре углом ноги врозь вне (простой упор) и др.

К передвижениям относятся различные виды ходьбы, бега, прыж-ков, танцевальных движений.

Ходьба включает обычный шаг, с носка и на носках, с высоким подниманием согнутых и прямых ног вперед, может выполняться спиной и боком вперед, приседая и вставая, с поворотами и т. д.

Бег, за некоторым исключением, состоит из сходных по форме с ходьбой вариантов движений. Критерием, определяющим содержа-ние упражнений в беге, служит относительная их безопасность.

Танцевальные движения. К ним принадлежат приставные и пе-ременные шаги (вперед, назад, в стороны), шаги польки, вальса, мазурки, русский шаг и др.

Прыжки могут выполняться на месте и с продвижением в раз-личных направлениях на одной и двух ногах, толчком одной и двумя ногами с приземлением на одну и обе ноги. Наиболее труд-ными считаются прыжки с поворотами в фазе полета. Прыжки бы-вают одиночными или выполняются слитно друг за другом. Руки при этом могут занимать различные положения и совершать дви-жения.

Для устойчивости призем-ления (в прыжках на бревне и соскоках) следует своевре-менно начинать торможение, включая в действие мышцы не только ног, но и тулови-ща. Опора при прыжках должна носить стопорящий характер и начинаться до то-го, как линия тяжести приб-лизится к площади опоры (рис. 129).

Для отработки отдельных

фаз прыжка можно при обучении пользоваться опорой руками у гимнастической стенки.

В программу для школ входят наиболее простые виды прыжков: подскок на одной ноге с шага, другую назад или вперед, на месте со сменой положения ног, прыжки с одной ноги на другую на месте и с продвижением вперед, прыжки шагом, прыжки на месте, сги-бая ноги и т. п.

Рассмотрим некоторые из прыжков начальной подготовки.

Прыжок толчком со сменой положения ног выполняется из стой-ки на носках. Слегка приседая, подпрыгнуть вверх, разгибая ноги и оттягивая носки. В прыжке сменить положение ног и приземлить-ся на напряженные, чуть согнутые ноги.

Прыжок толчком двумя с разведением ног. Техника прыжка и приземления аналогична предыдущему прыжку, но в полете ши-роко развести ноги, одну вперед. Тот же прыжок можно делать меняя положение ног к моменту приземления.

Прыжок с обеих ног на одну исполняется как и предыдущие, но с приземлением на одну ногу (с носка на всю стопу), а также с про-движением вперед.

Прыжок шагом (с одной ноги на другую). Сделать шаг левой и махом правой вперед - прыжок на нее, слегка приседая, левую назад. Тот же прыжок выполняется в равновесие. Для этого нужно, приземляясь на согнутую больше обычного ногу, наклониться вперед прогнувшись и, разгибая ее, отвести другую максимально назад.

Прыжок со сменой положения ног впереди. После шага левой, делая мах правой вперед, прыгнуть повыше, меняя в воздухе поло-жение прямых ног. Приземлиться на правую, левую вперед. Тот же прыжок можно делать со сменой согнутых ног.

Прыжок с правой на левуюи, приставляя акцентирование правую сзади, толчком (отбивом) двумя прыжок с обеих ног на левую. Предварительно надо освоить прыжки шагом и с обеих ног на одну, а затем соединить их в данную связку.

Равновесия могут выполняться медленно (с места), прыжком и поворотом. Они делятся на горизонтальные и вертикальные, в за-висимости от положения туловища в пространстве.

Возможность выполнения многих из них связана с уровнем

6-1760 Ш




Развития гибкости и подвижности в суставах и зависит от силы мышц туловища и ног. Техника их выполнения на бревне не отли-чается принципиально от обычной (на полу), не считая в отдельных случаях постановки стопы.

К наиболее простым вариантам равновесий относятся равнове-сие на одной ноге е различным положением рук, в полушпагате, в упоре и в стойке на колене, лежа на груди (рис. 130), в седе углом, руки в стороны и др.

Более трудными будут етойки на лопатках и груди, на плече, равновесие на одной ноге с захватом за колено или носок, коль-цом (рис. 131) и др.

Кувырки на бревне представляют первый шаг к изучению слож-ных акробатических элементов. Наиболее легкими из них можно считать кувырок вперед из положения выпада и кувырок назад из седа.

Кувырок вперед из выпада следует вначале изучить на полу. Глубоко приседая в выпаде, поставить руки с сомкнутыми большими пальцами дальше вперед и, поднимая таз вперед-кверху, опус-тить голову затылком на мат. Соединяя прямые ноги, мягко пере-катиться в сед ноги врозь. То же научиться делать на гимнастиче-

ской скамейке. Отдельно на бревне освоить перехват руками свер-ху вниз скользящим движением в момент касания головой снаряда.

Кувырок можно заканчивать в разные положения: в сед ноги врозь или на бедре, в присед на одной или двух ногах, в стойку на колене.

Страховать нужно при захвате бревна снизу двумя руками сбоку за поясницу и бедра, а без перехвата - одной рукой за плечо, дру-гой под бедро (рис. 132).

Соскоки в период начального обучения служат для воспитания у занимающихся ориентировки в пространстве, умения управлять движениями звеньев тела, совершенствования навыков приземле-ния. Последовательность разучивания соскоков примерно сле-дующая.

Соскоки из седа на бедре с опорой рукой спереди, сзади, с поворота-ми кругом; соскоки из упора ноги врозь одной ногой с перемахом ноги вперед или назад; то же из упора ноги врозь поперек в сторону (ма-хом назад или вперед); соскок из упора на колене махом другой но-гой назад; то же из упора присев на одной - прогнувшись; соскок из седа углом опорой одной ногой (рис. 133). Соскок махом ноги (про-гибаясь) выполняется с шага или разбега, с конца бревна или с середины - в сторону; соскок прогнувшись толчком ног из стойки поперек (с конца бревна или в стороны) и из стойки продольно; то же с поворотами, ноги врозь, группируясь, согнувшись, сог-гнув ноги назад.

Далее трудность соскоков возрастает: соскоки переворотом в сторону, то же после поворота в стойке на руках (в конца бревна); соскок переворотом вперед (медленный и в темпе); соскок переворотом в сторону с конца бревна (выполняется соединяя ноги в етойке на руках. Продолжая движение ногами и передавая тяжесть на вто-рую руку, оттолкнуться ею в момент потери равновесия и, сохра-няя вытянутое положение тела в полете, мягко приземлиться. Этот же соскок можно выполнять и в середине бревна. Страховать под-держивая гимнастку за плечо и поясницу рис. 134).

2 -ое, переработанное и дополненное . Содержание: 1. Введение. Рабочие понятия. 2. Насилия... , злодеяниям всякого рода», массовым изданиям достаточно распространять соответствующую информацию. Адаптация...

  • Александр леонидович дворкин сектоведение тоталитарные секты опыт систематического исследования издание 3-е переработанное и дополненное

    Автореферат диссертации

    Опыт систематического исследования Издание 3-е, переработанное и дополненное © Издательство братства... набор бесчисленных исправлений и дополнений и чрезвычайно ценную... дополнения «Новые главы», а затем выходит уже дополненное новое издание ...

  • Международные деловые переговоры учебное пособие (издание 7-е переработанное и дополненное)

    Документ

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ Учебное пособие (издание 7-е, переработанное и дополненное ) СТАВРОПОЛЬ 2007 Рецензенты: доктор... границей, о внесении изменений, исправ­лений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении...

  • Издание второе переработанное и дополненное

    Программа

    Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное . М.: Издательская корпорация "Логос", ... доступностью изложения и образным языком. Является переработанным и дополненным изданием книги "Политическая наука" (М.: Сорос - ...

  • Издание пятое переработанное и дополненное

    Список учебников

    А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО УЧЕБНИК Издание пятое, переработанное и дополненное ПРОСПЕКТ Москва 2001 Том 3 УДК... .99(2)3 Гражданское право. Том 3. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное . /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. ...

  • Передвижение по узкой опоре применяется при преодолении препятствий и различных заграждений по доскам, жердям, бревнам, балкам и рельсам.

    Передвижение сидя верхом. Сесть верхом на бревно (балку, рельс). Наклонившись вперед, поставить руки в 30-40 см перед собой. Передавая тяжесть тела на руки и слегка приподнимаясь на них, сделать отмах ногами и передвинуться вперед к рукам. Продолжать передвижение таким же способом дальше. Оружие за спиной (рис. 26).

    Рис. 26.

    Передвижение шагом и бегом. Стать на бревно, слегка согнуть ноги в коленях и начать движение вперед мелкими быстрыми шагами. Ступни ног ставить прямо вдоль бревна. Смотреть вперед (рис. 27). При групповом передвижении один за другим идти не в ногу, чтобы уменьшить раскачивание опоры. Передвигаясь по узкой опоре на большой высоте или с грузом, придерживаться за веревку, натянутую сбоку опоры на высоте пояса.

    Рис. 27.

    Преодоление проволочной сети по доске. Подбежать к проволочной сети и набросить на нее, ближе к кольям, доску. Опираясь рукой о кол и наступая ногой на среднюю нить проволоки у кола, стать на доску и пройти или пробежать по ней без резких толчков. Соскакивание производить плавно, придерживаясь рукой за кол (рис. 28). Оружие держать в одной руке горизонтально.

    Рис. 28. Преодоление проволочного заграждения


    Передвижение по вертикальным и наклонным лестницам производится в виде подъемов и спусков различными способами.

    Подъем по вертикальной лестнице. Взяться правой рукой за ступеньку на высоте вытянутой вверх руки, а левой - на высоте груди, одновременно поставив левую ногу на нижнюю ступень (колено отвести слегка в сторону). Распрямляя левую ногу, перехватиться левой рукой за ступень над правой рукой, одновременно поставив правую ногу на очередную ступень (колено также отвести слегка в сторону). Поочередно меняя положение рук и ног, производить подъем. При лазаньи по лестнице с ограничительными дугами и небольшим диаметром разворачивать в стороны целесообразно не только колени, но и ступни ног.

    Подъем по наклонной лестнице производится поочередным перехватыванием рук и постановкой ног на ступени.

    При спуске по лестнице работа рук и ног производится в обратной последовательности.

    Подъем по штурмовой лестнице для подразделений пожарной охраны (рис. 29, а, б, в, г, д, е).


    Рис. 29

    Рис. 29, д, е. Преодоление по штурмовой лестнице

    Передвижение по горизонтальному канату (веревке) выполняется несколькими способами:

    1) встать спиной к направлению движения и схватиться руками за канат. С толчком одной ногой о землю, подтягиваясь на руках, взмахом другой ногой зацепиться за канат голенью сверху. Поднимая толчковую ногу, положить ее на голень маховой ноги. Поочередно перехватываясь руками, продвигаться вперед; ноги при этом свободно скользят по канату. Оружие - за спиной (рис. 30);

    Рис. 30.

    2) встать спиной по направлению движения и схватиться руками за канат. С толчком правой ногой о землю, подтягиваясь на руках, взмахом левой ногой зацепиться за канат голенью сверху. Поднимая толчковую ногу, положить ее на голень маховой ноги. Сгибаясь в пояснице и в тазобедренных суставах, подтянуть ноги как можно ближе к рукам. Поочередно перехватываясь руками за канат и выпрямляясь, продвигаться вперед. Цикл этих движений повторяется до конца каната, оружие - за спиной.

    Передвижение по канату, перекинутому через овраг, производится стоя боком, приставными шагами, держась за страхующий трос руками.

    Передвижение по вертикальному канату (шесту, веревке). Захватить руками канат как можно выше. Согнуть ноги в коленях, подтягивая их к груди, а стопами захватить канат, одной стопой (подъемом) - снизу, другой стопой, ее подошвой, наступить сверху на него, пропуская канат между коленями. Выпрямляя ноги в коленях, следует встать во весь рост, опираясь на зажатый стопами канат. Перехватить руками по канату вверх до отказа, закрепиться. Далее вновь ногами проделать то же действие и т.д. (рис. 31).

    Рис. 31. Передвижение по вертикальному канату

    готовкой и спортом проводятся в целях повышения устойчи-

    вости их организма к различным резким изменениям физи-

    ческих факторов окружающей среды, к условиям, связанным

    с особенностями военной службы и выполнением боевых

    Закаливание военнослужащих должно проводиться систе-

    матически и непрерывно путём комплексного использования

    водных, солнечных и воздушных факторов в сочетании с

    занятиями физической подготовкой и спортом. Основными

    способами закаливания военнослужащих являются:

    Ежедневное выполнение физических упражнений на от-

    крытом воздухе;

    Обмывание до пояса холодной водой или принятие крат-

    ковременного холодного душа;

    Полоскание горла холодной водой, а также мытьё ног

    холодной водой перед отбоем;

    Проведение в зимний период лыжных тренировок и за-

    нятий, выполнение работ в облегчённой одежде;

    В летний период проведение занятий и спортивно-

    массовых мероприятий в облегчённой одежде, принятие сол-

    нечных ванн и купание в открытых водоёмах.

    Занятия физической подготовкой и спортом осуществля-

    ются на утренней физической зарядке, учебных занятиях, во

    время спортивно-массовой работы, в процессе учебно-боевой

    деятельности военнослужащих, а также в ходе самостоя-

    тельных тренировок. На занятиях выполняются физические

    упражнения с использованием различных способов трени-

    ровки и дозирования физической нагрузки, с учётом принад-

    лежности военнослужащих к виду Вооружённых Сил и роду

    войск, возраста и состояния здоровья.

    Занятия спортом осуществляются в спортивных секциях и

    командах во время, установленное распорядком дня и регла-

    ментом служебного времени.

    Санитарно-гигиенические и противоэпидемические ме-

    роприятия. Каждый военнослужащий должен заботиться о

    сохранении своего здоровья, не скрывать болезней, строго

    соблюдать правила личной и общественной гигиены и воз-

    держиваться от вредных привычек (курение, употребление

    алкоголя). Выполнение правил личной гигиены включает:

    Утреннее умывание с чисткой зубов;

    Мытьё рук перед приёмом пищи;

    Умывание, чистку зубов и мытьё ног перед сном;

    Своевременное бритьё лица, стрижку волос и ногтей;

    Еженедельное мытьё в бане со сменой нательного и по-

    стельного белья, портянок и носков;

    ежедневную смену подворотничков.

    Причёска военнослужащего, усы, если они имеются,

    должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и

    не мешать использованию средств индивидуальной защиты и

    ношению снаряжения.

    Правила общественной гигиены включают: содержание в

    чистоте территории воинской части, спальных помещений,

    туалетов и комнат общего пользования, а также регулярное

    их проветривание.

    Для обеспечения невосприимчивости военнослужащих

    к инфекционным болезням проводятся предохранительные

    прививки. Прививки могут быть плановыми и по эпидемиче-

    ским показаниям.

    Военнослужащий обязан доложить по команде о случаях

    возникновения инфекционных заболеваний среди лиц, про-

    живающих с ним в одной квартире (комнате общежития), и

    исполнять служебные обязанности с разрешения командира

    воинской части и по заключению начальника медицинской

    При обнаружении в воинской части больного, заражён-

    ного инфекцией, немедленно выявляются, изолируются и

    госпитализируются остальные заболевшие. Сразу же прово-

    дится дезинфекция в подразделениях и наблюдение за лица-

    ми, бывшими в контакте с больным, усиливается санитарно-

    гигиенический контроль. При необходимости в воинской

    части вводится карантин или режим обсервации.

    лечебно-профилактические мероприятия . Основны-

    ми лечебно-профилактическими мероприятиями являются

    Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

    диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-

    курортное лечение военнослужащих.

    Диспансеризация включает медицинский контроль за

    состоянием здоровья личного состава, активное раннее вы-

    явление заболеваний, изучение условий службы и быта воен-

    нослужащих, выявление факторов, отрицательно влияющих

    на их здоровье, проведение профилактических и лечебно-

    оздоровительных мероприятий.

    Медицинский контроль состояния здоровья военнослу-

    жащих осуществляется путём проведения ежедневного ме-

    дицинского наблюдения в процессе боевой подготовки и в

    быту, медицинских осмотров, углублённых и контрольных

    медицинских обследований военнослужащих.

    При заболевании военнослужащий обязан немедленно до-

    ложить об этом непосредственному начальнику и с его разре-

    шения обратиться за медицинской помощью в медицинский

    пункт воинской части. Амбулаторный приём проводится в

    медицинском пункте в часы, установленные распорядком дня

    воинской части. Военнослужащие, внезапно заболевшие или

    получившие травму, направляются (сопровождаются) в меди-

    цинский пункт немедленно в любое время суток.

    Солдаты и сержанты должны мыться в бане не реже одно-

    го раза в неделю, а повара и пекари, кроме того, ежедневно

    принимать душ. При помывке в бане (приёме душа) военно-

    служащие срочной службы обеспечиваются мылом, полотен-

    цами и продезинфицированными мочалками. Бельё натель-

    ное и постельное, полотенца, портянки и носки должны ме-

    няться один раз в неделю, в дни помывки в бане; поварам и

    пекарям нательное белье меняется не менее двух раз в неде-

    лю. При необходимости бельё, полотенца, портянки и носки

    меняются чаще.

    1. Расскажите о значении и содержании закаливания военнослу-

    ? жащих, занятий физической подготовкой и спортом. 2. Назови-

    те правила личной гигиены военнослужащего. 3. Что включает

    диспансеризация, как осуществляется медицинский контроль

    состояния здоровья военнослужащих?

    Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

    Глава XIII

    Физическая подготовка

    Для того чтобы победить в бою, одолеть врага, выполнить

    боевую задачу, одного желания, как бы велико оно ни было,

    порой бывает недостаточно. Современный бой требует от

    воина совершенных физических качеств, а потому и военная

    служба мирного времени насыщена значительными физиче-

    Чтобы легче адаптироваться к условиям военной службы,

    быстрее и качественнее овладеть военной специальностью,

    юноше в процессе допризывной подготовки и физического

    воспитания следует довести уровень своей физической подго-

    товленности до стартовых нормативов воина-новобранца.

    § 60. военно-прикладная физическая подготовка

    преодоление препятствий включает безопорные и опор-

    ные прыжки, перелезание и пролезание, прыжки в глубину,

    передвижения по узкой опоре.

    Безопорные прыжки применяются при преодолении не-

    широких горизонтальных и невысоких вертикальных пре-

    пятствий и выполняются с приземлением на одну или обе

    Прыжок с приземлением на одну ногу применяется при

    преодолении препятствий шириной до 2 м и высотой до 0,8 м.

    Сделать короткий разбег, оттолкнуться перед препятстви-

    ем одной ногой, вынося другую ногу широким шагом вперёд,

    перепрыгнуть через препятствие и, приземлившись на эту

    ногу, не задерживаясь, продолжать движение. В момент по-

    лёта толчковая нога остаётся сзади до касания другой ногой

    земли, после чего делает взмах вперёд, помогая безостано-

    вочно продолжать бег. Руки работают в такт движению, как

    при ходьбе, при толчке правой ногой правая рука посылается

    резким движением вперёд вверх, помогая прыжку.

    Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

    Прыжок с приземлением на обе ноги применяется при

    преодолении препятствий шириной до 4 м и высотой до 1 м,

    которые не могут служить опорой при прыжке.

    Сделать энергичный ускоряющийся к концу разбег, оттол-

    кнуться перед препятствием толчковой (сильнейшей) ногой и,

    помогая прыжку энергичным выносом обеих рук вперёд вверх,

    перепрыгнуть через препятствие. В полёте туловище наклоне-

    но вперёд, ноги согнуты, а руки вынесены вперёд. Приземле-

    ние совершается на пятки слегка расставленных ног.

    Опорные прыжки применяются при преодолении препят-

    ствий высотой до уровня груди, которые можно использовать

    как опору.

    Прыжок, наступая на препятствие, применяется при

    преодолении препятствий высотой до 1 м.

    Разбежавшись, оттолкнуться перед препятствием толч-

    ковой (сильнейшей) ногой и, подавая туловище вперёд, мяг-

    ко вспрыгнуть на препятствие на другую, сильно согнутую

    ногу. Не выпрямляясь, пронести над препятствием ногу,

    выполнявшую толчок, и, мягко соскочив на неё, продолжать

    движение.

    Прыжок с опорой рукой и ногой применяется при прео-

    долении препятствий высотой до уровня груди.

    Энергично разбежаться, оттолкнуться левой ногой и вско-

    чить на препятствие, опираясь на левую руку и на отведён-

    ную в сторону слегка согнутую правую ногу. Тяжесть тела -

    на левой руке, большой палец обращён назад. Подавая плечи

    вперёд, перенести левую ногу через препятствие, соскочить

    на неё и, не задерживаясь, продолжать движение.

    Перелезание применяется при преодолении препятствий

    высотой 4-5 м. В зависимости от высоты препятствия и

    обстановки перелезание может совершаться самостоятельно

    (высота препятствия до 2,5 м) или с помощью товарища.

    Перелезание с опорой на грудь применяется при преодо-

    лении препятствий, высота и верхний край которых позволя-

    ют опереться о них грудью.

    Подбежать к препятствию, взяться левой рукой за его

    край и лечь грудью на препятствие. Переваливаясь через

    него, опереться ладонью правой руки о другую сторону пре-

    пятствия, перенести через него обе ноги и соскочить.

    Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

    Перелезание с опорой на руки применяется при преодо-

    лении препятствий высотой до уровня плеч.

    Подбежать к препятствию, взяться руками за его край и,

    оттолкнувшись обеими ногами от земли, выйти в упор. Со-

    скакивать можно как при прыжке с опорой о препятствие

    рукой и ногой или же перенося через препятствие сначала

    левую, а затем правую ногу.

    Перелезание «зацепом» применяется при преодолении

    дощатых заборов выше роста человека.

    Энергично разбежаться, оттолкнуться сильнейшей ногой

    от земли в одном шаге от забора и, опираясь другой, согну-

    той ногой о забор, ухватиться за его край. Подтянуться и

    повиснуть на заборе левым боком к нему так, чтобы верхний

    край забора был под мышкой, а локоть левой руки прижат

    к забору с обратной его стороны. Согнуть левую ногу и, вы-

    нося колено вперед, прижать ногу к забору. Отвести правую

    ногу назад и, взмахнув ею, зацепиться каблуком за верх за-

    бора. Подтягиваясь к забору, перевалиться через него и со-

    Перелезание «силой» применяется при преодолении за-

    боров и высоких препятствий, имеющих широкий край.

    Энергично разбежаться и, оттолкнувшись одной ногой от

    земли, а другой опираясь о препятствие, ухватиться руками

    за его верхний край. Подтягиваясь на руках, прижимаясь

    грудью к препятствию и помогая себе ногами, выйти в упор.

    Перехватить левую руку большим пальцем вперёд. Наклоняя

    корпус вперёд, сделать взмах ногами назад вверх, упереться

    ладонью правой руки в противоположную сторону препят-

    ствия и, перенеся через него ноги, мягко соскочить.

    Соскакивание из положения стоя применяется при спры-

    гивании с препятствий высотой до 1,5 м, а соскакивание с

    опорой на руку - при спрыгивании с препятствий высотой

    до 2 м, а также при соскакивании с более низкого препят-

    ствия на твёрдый или неровный грунт, с тяжёлым снаряже-

    нием и в темноте. При спрыгивании с препятствий высотой

    до 3 м применяется соскакивание из положения сидя, а при

    спрыгивании с препятствий высотой до 5 м - соскакивание

    из положения виса.

    При преодолении препятствий через имеющиеся в них от-

    верстия применяется пролезание . В зависимости от величины

    Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

    и формы отверстия пролезать можно боком или головой впе-

    рёд. Если отверстие находится на уровне земли, пролезание

    совершается вползанием в отверстие по-пластунски.

    Передвижение по узкой опоре в зависимости от обстанов-

    ки и величины препятствия может проводиться либо сидя

    верхом, либо шагом, либо бегом.

    На большой высоте, в темноте и при необходимости пере-

    двигаться с грузом применяется передвижение по бревну

    сидя верхом. Сесть верхом на бревно (балку). Подать туло-

    вище вперёд, поставив руки в 30-40 см перед собой. Пере-

    неся тяжесть тела на руки и слегка приподнявшись на них,

    сделать отмах ногами и передвинуться вперёд к рукам. Про-

    Передвижения по бревну шагом и бегом применяются на

    небольшой высоте. Двигаться по бревну мелкими шагами на

    слегка согнутых в коленях ногах. Ступни ног ставить прямо

    вдоль бревна, смотреть на опору в трёх-четырёх шагах перед

    собой. При передвижении один за другим идти не в ногу.

    Передвигаться по узкой опоре на большой высоте можно

    шагом, придерживаясь за верёвку, натянутую сбоку опоры на

    высоте пояса.

    плавание . При плавании на 100 м старт выполняется

    со стартовой тумбочки. По команде «Участникам занять

    места» (или подаётся удлинённый сигнал свистком) пловцы

    становятся на стартовой тумбочке, а по команде «На старт»

    принимают неподвижное положение для прыжка в воду. По

    команде «МАРШ» (или подаётся короткий сигнал свистком)

    выполнить произвольный прыжок в воду и проплыть дис-

    танцию любым способом плавания. Поворот выполняется с

    обязательным касанием стенки (поворотного щита) любой

    части тела.

    1. Расскажите о содержании и значении военно-прикладной

    ? подготовки. 2. Воспроизведите известные вам способы преодо-

    ления препятствий: безопорные и опорные прыжки, перелеза-

    ния, соскакивания, пролезания, передвижение по узкой опоре.

    3. Выполните упражнения № 1 и 2 по метанию ручных гранат.

    Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования